Гаряева Елена Алтаевна воспитатель

Сообщение «Качество дошкольного образования – это качество жизни ребёнка» на районном семинаре.

 МКДОУШаттинский детский сад

«Теремок»

«Качество дошкольного образования

– это качество жизни ребёнка»

сообщение подготовила Гаряева Е.А

                                             МКДОУ Шаттинский детский сад«Теремок»

«Качество дошкольного образования – это качество жизниребёнка»

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Сегодня система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.

Следовательно, качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг. Этот уровень должен удовлетворять ожидания и запросы потребителей и соответствовать государственным нормативам.

По словам О.Скоролуповой и Н. Фединой обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому,чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием:

• не присмотром и (или) уходом, а образованием;

• не школьным (учебным) и (или) дополнительными др., а подлинно дошкольным образованием;

• не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века, а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня.

Выделяют внутренние и внешние факторы, влияющие на качество дошкольного образования:

1.    Внутренние факторы – те, которые входят в самоопределение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.

К ним относятся:

• обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;

• наличие необходимой нормативной правовой базы;

• состояние предметно-развивающей среды и др.

2. Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми.

Среди них можно выделить:

• влияние семьи;

• социально-экономические факторы (например,значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);

•конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);

•индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические) и др.

К  основным параметрам оценки качества дошкольного образования можно отнести:

1. знания, умения и навыки (ЗУН). Исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним;

2. показатели личностного развития, такие как  любознательность, мотивация, произвольность,смекалка, степень нравственной развитости и т.д.;
3. уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с ней и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования;
4. психолого-педагогические условия развития ребёнка в ДОУ. Оно предусматривает создание специальных условий;

5.профессиональная компетентность педагога: качество образовательной работы в детском саду зависит от его мастерства, физического и психического состояния,нагрузки и т.д.;
6. рост или падение престижа ДОУ в социуме. Общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса.

Для каждого участника (дети, родители,педагоги, руководители) образовательных отношений в ДОУ качество дошкольного образования имеет индивидуальную характеристику

Для детей:«хороший детский сад» - это где «много играют» и обучение проводится  в интересной для них игровой форме; 

46b7d065f96cab62f5721069a87b892e.jpg
Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления»,гарантирующее сохранение их здоровья психического, физического, поддержание желания детей учиться  и успешность обучения, в том числе престижным предметам: иностранному языку, хореографии. Для семей дошкольников важно, чтобы их ребенок, приходя в детский сад,чувствовал себя комфортно, чтобы его окружали внимательные и высококвалифицированные воспитатели и специалисты, способные помочь ребенку.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: и личностные характеристики педагогов, и их квалификация являются для родителей предметом пристального внимания и оценивания.

8b9b25b5ed58c43be5e2cc920a217a0c.jpg

 Для педагогов:
сохранение психического, физического здоровья детей,
положительная оценка руководителями ДОУ и родителями,
успешное освоение ООП всеми детьми,
поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу и рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов,
обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

74bf7d17e0ed5a2f460406e7d76d6fe1.jpg

Для руководителей ДОУ:
успешность деятельности педагогов и воспитанников,
полное усвоение ООП,
сохранение здоровья детей,
подготовка детей к школе,
рациональное использование учебного времени и рабочего времени педагогов,
высокая оценка деятельности педагогов родителями и детьми и повышение престижа ДОУ.

0673d761df967bb15b55dc5aae80dc9e.jpg

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество ДОУ?

1. От качества работы воспитателя.

2. От отношений, которые сложились в коллективе.

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Обобщая вышесказанное, следует сделать следующие выводы:

Качество образования –комплексная характеристика образования,выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиями (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Необходимо стремиться к обеспечению современного качества дошкольного образования, которое будет соответствовать потребностям и интересам общества, государства и семьи.

Для осуществления высокого уровня воспитательно- образовательного процесса необходимо:

•обеспечение образовательных программ, соответствующих требованиям и уровню развития общества

•профессиональная подготовка кадрового состава дошкольной организации

• обогащение предметно-развивающей среды

• введение в образовательный процесс  такого компонента, как оценка результатов

•взаимодействие дошкольных организаций с социальными партнерами

• создание условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями и детей инвалидов

• повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении – это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива,который определяется следующими позициями:

• как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

• как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями);

• какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы,творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя;ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

11 декабря 2020 в 10:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.